Штат Чьяпас колыбель новой латиноамериканской левизны
До 1 января 1994 года мало кто знал за пределами Мексики о существовании штата Чьяпас. И вот в новогоднюю ночь, ровно накануне официального вступления Мексики в торговый альянс НАФТА, произошло форменное ЧП! Из зарослей сельвы выскочили вдруг вооруженные повстанцы и захватили город Сан-Кристобаль. Они назвали себя EZLN (Ejercito Zapatista de Liberation National) — сапатистской армией национального освобождения. Отсыл понятен — к революционным традициям начала XX века, к справедливому крестьянскому вождю, который был против богатеев.
Выпустили заключенных из тюрем, подарили всё содержимое магазинов народу и изложили требования: интеграции с США — нет, индейским традициям — да! Прекратить вырубать сельву, отставить искать нефть. И все, как один, с лицами, закрытыми красным платком. Долгое время спецслужбы не могли даже понять, кто замутил все это политическое маски-шоу! Наконец выяснили — во главе сапатистов стоит некто субкоманданте Маркое. Сегодня в штате очень развит гостиничный бизнес. Многие местные отели как и современные гостиницы екатеринбурга цены которых значительно снизились к туристическому сезону являют собой образы комфорта и удобства. В миру — Рафаэль Себастьян Гильен Висенте, родившийся в 1957 году в Тампико, в семье торговца мебелью. После учебы в университете Мехико и недолгой преподавательской работы Рафаэль устал от смога, обчитался Кастанеды, обслушался Битлов с Роллингами и обсмотрелся выступлений Фиделя Кастро. В итоге он порвал с родственниками и друзьями и подался в джунгли, где юношеский марксистско-ленинский задор (ох, уж эта карма латиноамериканской интеллигенции!), по его собственному признанию, слегка «подшлифовала индейская реальность».
С леваками-сапатистами официальный Мехико, конечно, опростоволосился. Спецслужбы проморгали, да и армия, забывшая, что такое война, оказалась несостоятельной. Она сумела вышибить повстанцев из Сан-Кристобаля, вооруженных старыми карабинами, только спустя 12 дней. Потом военные начали мстить за «унижения»: зачисточки с изнасилованиями индианок в деревнях, расстрелы крестьян, симпатизирующих повстанцам, и прочее и прочее. А сапатисты, отступив в джунгли, начали информационную войну. Последовала масса интервью, в которых Маркое изложил набор своих антиглобалистических благолепностей. И, в общем, много с чем можно согласиться. И что гринго — плохие парни, потому что напали на Ирак, и что власти коррупционны, и что за инвестициями, как правило, приходят экологические бедствия, проституция и наркотики. И что вообще его мечта — изменить мир «по справедливости». В общем, «звонит» Маркое «складно». «Аффтар», как говорится, «жжет». Он харизматичен, интеллектуален и предлагает потребителю замысловатый идеологический коктейль. Он даже самоироничен — сравнивает себя с геем в Сан-Франциско, одинокой женщиной в метро в десять вечера и рокером в деревне.
Есть в нем нечто и от Че Гевары, есть и от Леннона, есть и от Кастанеды. У того, как известно, был дон Хуан, а у Маркоса — некий индеец Антонио, который умер от курения и по-старчески твердил всякие философские мудрости. Объявить сапатистов террористами не получается — они не захватывают заложников, не устраивают взрывов на автобусных остановках. Постепенно У них появились сочувствующие среди западной элиты: отставные европейские политики, голливудские звезды, писатель Габриэль Гарсия Маркес. Но официальный Вашингтон очень недоволен. Мол, мы вам предлагали помощь, предлагали! А вы после Второй мировой от нас нос отвернули, отвернули! Если бы мы взялись задело, ничего бы такого не было, не было! Но история сослагательного наклонения не терпит. Было — значит, было. И своего Маркое все же добился. Федеральное правительство ослабило давление на индейцев, отложив их «глобализацию» на неопределенный срок.
Черт с ними, пускай танцуют под свою маримбу, не знают латиницы и не говорят по-испански, выращивая свой маис, не ведая, что такое модем! Черт с ними, пусть курят свои трубки и умирают от туберкулеза! Черт с ними, что когда вся Мексика переходит на летнее время, в Чьяпасе не меняется расписание автобусов и на башнях часы не переводят! Сепаратизм у Чьяпаса в целом тихий, почти пацифистский. Не надо независимости, просто отстаньте от нас со своим нефтебурением и лесозаготовками, пусть все будет как было. Отстало бы Мехико со своей властью — отстали бы американцы со своей глобализацией. Тут, правда, есть некоторое противоречие.
С одной стороны, индейцам разработка недр (нефть, уран) неинтересна, для них земля не источник получения прибыли, а мать. С другой стороны, они хотят жить лучше — подавляющее большинство их неграмотно, живет в нищете и часто умирает от различных болезней. Но без подрыва «материнской» концепции это невозможно. Другое дело, что наступление цивилизации идет в русле «религии денег», по которой главный вопрос — прибыль белых дядь, а повышение уровня жизни местных, если и планируется, то в весьма незначительных масштабах, отнюдь не компенсируя громадный экологический ущерб.