Вяжущий зеленый ком

Вот уже три часа, как мы молча катаем под правой щекой огромные желваки ката. У йеменцев блестят глаза, некоторые закатывают их под лоб и в забытьи произносят «Алла! Алла!» На меня кат почему-то не действует. Вяжущий зеленый ком за щекой вызывает лишь какое-то чувство неудобства. Как говорят йеменцы, с первого раза кат может не подействовать на человека, и необходимо втянуться, чтобы полностью ощутить удовольствие, доставляемое этим «цветком рая».

В Сане, Таиззе и прилегающих к ним горных районах кат жуют после обеда. Здесь установлено даже официальное время для ката — от часа до четырех дня. Везде — от просторных залов богатых домов до общественных кофеен, где собирается беднота — жуют кат, и даже срочные дела откладываются до вечера. В столице, где климат прохладен, эта процедура часто начинается с утра. Из-за ката йеменцы теряют 3,5 млн. рабочих часов в год.

В Адене кат жуют в мабраза — больших, украшенных с восточной роскошью помещениях, принадлежавших богатым купцам. Завсегдатай аденского мабраза уходит из дома в определенный час со своим катом, завернутым в яркую шаль, которую он выставляет для всеобщего обозрения: пусть все знают, что он идет получать большое удовольствие. В мабраза пол устилают ковры, а вдоль стен на матрацах разложены подушки. Каждый посетитель занимает место около своей подушки. Подле него ставится кальян, называемый здесь «хаббук», глиняный кувшин на медной подставке и вазочка со сладостями. Когда в мабраза уже достаточно народу, слуга зажигает кальяны и кто-нибудь начинает читать Коран или рассказывать занимательные истории. Иногда в мабраза заходит певец, который аккомпанирует себе на трехструнном смычковом инструменте — тараб. По решению правительства Народной Демократической Республики Йемен, в Адене кат на рынке продают два раза в неделю.

С жеванием ката в Йемене связаны почти все семейные торжества и церемонии. В день свадьбы приглашенные собираются в доме жениха. Мужчины приходят к одиннадцати утра и удобно располагаются на мужской половине. Хозяева дома дают каждому отдельную связку ката. Все жуют кат, курят кальяны, которые разжигают мальчики с помощью вееров. Для этого у каждого из них — специальные горшочки с горящими углями и щипцами. К четырем часам подают ужин, до которого, как правило, никто почти не^ дотрагивается. Для приличия гости пробуют каждое блюдо, а затем начинают собираться домой. Кстати, после жевания ката есть не хочется, и вполне естественно, что гости, покидая дом, оставляют еду почти нетронутой».

Такие же церемонии с жеванием ката устраиваются по случаю рождения ребенка, обрезания или приезда дорогих гостей.