Остров Соловки. Монастырские судьбы

Остров Соловки. Судя по самоназванию, православие есть самая правильная религия. Её проповедники считают к тому же, что и самая человеколюбивая и всепрощающая. В этом, однако, есть крепкие сомнения. Начиная с 1917 года самая православная страна принялась методично уничтожать священников и разрушать церкви. Почему же? Ответ прост: к этому времени церковь залезла разве что не в штаны к каждому гражданину. Невозможно было сделать ни политическую, ни профессиональную, ни бизнес-карьеру не отдавшись с потрохами в ласковые церковные объятья.Кого не ужасают сталинские репрессии, одним из символов которых был Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН)? Не все, однако, захотят вспомнить, что и до Сталина, в этом действующем монастыре была одна из самых ужасных тюрем.С 16 века по самую Октябрьскую революцию тюрьма Соловецкого монастыря вполне благополучно функционировала и умертвляла оппонентов церковной, а позже и государственной власти. Заповедь Христова "не убий" выполнялась примерно так: в каменный мешок - круглую комнату минимальных размеров с коническим потолком без окон, без света "на вечно" заключался осуждённый. Он пребывал там до момента естественной смерти, не имею доступа ни к общению, ни к людям, ни к простому лицезрению света божьего. Только одно могло дать ему надежду на скорое избавление от жизни - тюремный рацион. Некоторые просиживали в такой тюрьме десятки (!) лет.По началу в Соловецких казематах гнили только религиозные деятели, выступавшие за реформы в ожиревшей от стяжательства церкви. С 19-го века камеры стали пополняться и политическими заключёнными.Режим в монастырской тюрьме был поистине бесчеловечным, что, естественно, было предметом многих разговоров в российском обществе. В 1835 году на Соловки прибыла правительственная ревизионная комиссия. По итогам ревизии было вынесено решение о том, что наказание узников было значительно более суровым, чем их вина. В результате этого некоторых заключённых освободили, некоторых перевели в обычные жилиые монастырские помещения (кельи). Однако вскоре тюрьма опять наполнилась.Не забываем - речь идёт не об Освенциме, а о христианском монастыре.Доподлинно изестно, что и в других "тихих обителях" имелись тюрьмы, в которых содержались опасные для церковной и государственной гегемонии люди - Валдайский Иверский, Николо-Корельский, Юрьев монастырь и др. и пр.Сегодня сытая жизнь церковных иерархов, священников и монахов привлекает в ряды церковнослужителей отнюдь не искателей пути истинного. Динамика процессов такова, что православие и порядочность становятся всё более несовместимыми понятиями.